renardetraisin (renardetraisin) wrote,
renardetraisin
renardetraisin

Category:

Жюбэ

История католической церкви хранит множество запутанных и непонятных для стороннего взгляда сюжетов и эпизодов. В том виде, в котором мы наблюдаем католицизм сегодня, он пребывает немногим более полувека (после II Ватиканского собора).
Визуально между Православием и Католичеством сейчас мало общего. Хотя Вселенский патриархат стремиться к единству, и нас призывают искать единство в ущерб православным традициям - в том числе настойчиво предлагают отказаться от закрытых алтарей и высоких иконостасов, по примеру "просвещенных" западных братьев-христиан.
Но если внимательно рассмотреть эволюцию католического церковного искусства, то можно найти очень много общего с Православием, несмотря на резкое взаимное неприятие в прежние времена.
Один из таких исторических артефактов - жюбэ (это слово не используется нашими искусствоведами, не известно оно и русскоязычной Wiki). Статья Jube во французской Wiki отсылает к русской статье "Лекторий", но Жюбе - совсем не только лекторий, Жюбэ многофункционален и многолик.


Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.


Исторически сложилось так, что вокруг храмового престола для совершения таинства необходимо иметь некоторое сакральное пространство, в которое не допускаются лица, не облеченные саном. Мера открытости этого пространства, его размеры, его расположение в интерьере храма - целиком зависело от местных условий и личных взглядов заказчика постройки (настоятеля, аббата или епископа).
Сегодня принято считать, что в раннехристианских базиликах никаких иконостасов не было. Но алтарные преграды (ограды сакрального пространства) - были. Эта ограда и была прообразом Жюбэ.

_Сабина

Жюбэ - это не алтарь. Это отдельное выгороженное в восточной части храма центральное пространство. Там помещался хор и амвон, с которого читали Евангелие. Пример раннего Жюбэ - в римской базилике Св.Климента.

-Клементе

С течением времени западная ограда Жюбэ перекрыла весь центральный неф, не оставив проходов к алтарю.
Эта преграда, как и в православном храме, постепенно росла вверх, набирая декоративное и изобразительное благоукрашение. Амвон или кафедра проповедника служили единственным связующим звеном между теми, кто был внутри Жюбэ и мирянами снаружи.
Он мог находиться вне преграды, встраиваться в нее, или располагаться наверху, на площадке для хора.

Жюбэ 1150 г., именуемое на итальянских сайтах "иконостас и амвон" в романской церкви Santa Maria in valle Porclaneta (Rosciolo):

Rosciolo

В некоторых случаях преграда Жюбэ росла вверх вместе с уровнем пола, поднимаясь над уровнем простых лаиков, как сцена и подиум, как например в базилике Гальяно:

Interno_basilica_galliano

Этот возвышенный вариант Жюбэ в Италии часто принимал форму отдельного храма - антресоли, совершенно отделенного от нижнего яруса.
Пример - Сан Миньято аль Монте во Флоренции:

Миньято

Амвон включался в преграду-Жюбэ как отдельнная кафедра - как, например, в соборе Модены.

Duomo_di_Modena_-_abside_ed_altare

Католические исследователи не сомневаются в связи Жюбэ и православного иконостаса, поскольку для лаиков все же надо было как-то оформить фасад этого ограждения. Чаще всего изображения были объемной скульптурой или раскрашенным рельефом.

Жюбе в цкркви аббатства  Vezzolano XII в.
1149 г

Еще один пример иконостаса-жюбэ - алтарная преграда собора Сан-Марко в Венеции:

Марко

На картине Франческо Гварди 1763 года, изображающей интерьер собора Сан Марко, хорошо видны завесы между этими колоннами, таким образом мраморная преграда закрывала полностью алтарную часть от толпы мирян.

Guardi_st_marks_basil

До разделения церквей алтарная преграда, амвон и иконостас (живописные или скульптурные изображения апостолов или композиции Праздников) - были отдельными элементами убранства храма.
После разделения церквей на Западе эти функции постепенно объединились в один архитектурный ансамбль, названный jubé (фр.) или rood screen (англ.).

Официально считается, что Жюбе сформировалось во Франции в XII в.
Его западный фасад увенчало большое распятие.

Рисунок Жюбе собора Нотр-Дам в Париже.
VLDuc_dessins_Notre-Dame

Сейчас этот алтарь выглядит так - без западной стены и ворот:

gal-4136116

Жюбе в монастырских храмах часто занимало всю середину центрального нефа, как например в соборе Альби:

albi_jube

Внутри Жюбе были устроены стасидии для клира:
che-19-lefevre1922jube-brou04stalles

Продолжение следует...


Tags: Католики, Франция, иконостас
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →