renardetraisin (renardetraisin) wrote,
renardetraisin
renardetraisin

Categories:

Для тех, кто "в лодке".

Выставка современной иконописи.
Доклад, прочитанный на конференции в ЦМИИАР 16.04.2018

Достаточно беглого взгляда на публикации в периодических изданиях, чтобы увидеть, насколько несущественным считается церковное искусство в нашей стране. Выставки современной иконописи можно назвать «маргинальным» явлением, т.е. работающим за пределами официальных направлений в сфере изобразительного искусства. В светской хронике этого вида искусства просто не существует. Имена художников, работающих в сфере церковного благоукрашения, известны лишь узкому кругу специалистов.

Эта изолированность современных иконописцев отгораживает их не только от широкой публики, но и от того ее сегмента, который называется интеллигенцией, в том числе и искусствоведов.
В искусствоведческой среде принято считать, что художник оперирует «бессознательным», и поэтому его непременно должны курировать и направлять специалисты, разбирающиеся в настоящем искусстве.
Сегодня, как правило,  позиция этих специалистов заключается в негативной оценке современной иконы - как слабого, поверхностного подражания наследию минувших веков, либо как ремесленного изделия, не выдерживающего критики ни в плане духовного содержания, ни по уровню художественного исполнения.



Художники, имеющие профильное образование, отвечающее стандартам качества в светском искусстве, повышают планку своего финансирования за счет умений и опыта.
А в ремесленных артелях для того, чтобы достичь подобного качества, используются возможности новых технологий – 3D печати, шелкографии, украшения стразами, и проч.  Результат этих манипуляций, разумеется, не достигает уровня подлинного искусства. Однако за счет массовости икон - «продуктов» (это термин комбината Софрино) рынок такого товара как икона оказался перенасыщен китчем.
Сегодня каждая церковная лавка является выставкой массового «продукта» комбината Софрино, а также некоторых других достаточно крупных артелей, также использующих современные технологии полиграфии. В большинстве случаев эти «продукты» предназначены для рядового обывателя и не являются произведениями искусства.

Тем не менее и сегодня в Церкви продолжают создаваться иконы, как традиционный вид искусства, и Церковь, как и прежде, восполняет сокровищницу национальной культуры.
Эта современная иконопись через одно-два столетия неизбежно станет таким же объектом музейного хранения и коллекционирования, как сегодня стали иконы XVIII-XIX вв.
Современная иконопись не называется «современным искусством», поскольку она укоренена в Православной Церкви, которая твердо стоит на исторических традициях и канонах. Пока Церковь не изменилась, пока сохраняется догматика и святоотеческое предание, сохраняется и икона - не только как произведение художника, но в большей степени как сакральный объект.
При этом внутри Церкви уже очень давно существует традиция не подписывать авторство икон, поскольку считается, что ремесленникам следует знать свое место и не гордиться личными успехами в творчестве.
На сайтах действующих храмов, где обычно дается информация об истории строительства и жизни прихода, где перечисляются имена духовенства и попечителей, практически никогда не упоминаются имена художников - авторов икон или росписи. Даже имена архитекторов современной постройки указываются крайне редко.
Большинство церковных художников ради послушания Церкви, или подсознательно принимают условие анонимности, тем самым укрепляя представление о своей низкой социальной позиции как простых ремесленников.
Информация о художниках и их работах передается зачастую только средствами «сарафанного радио» внутри сообщества иконописцев (это достаточно закрытое профессиональное сообщество, где есть свой внутренний рейтинг).
К сожалению, далеко не все представители духовенства считают себя компетентными и авторитетными в сфере церковного благоукрашения. Несмотря на существование в Русской Православной церкви специализированных структур, церковный контроль отсутствует не только над содержанием и художественным качеством иконы, но еще менее над моральным обликом создающего её мастера. Неудивительно, что в таких условиях сами художники свободно отказываются от традиционного идеала иконописца как личности, проводящей молитвенно-подвижнический образ жизни, и опирающейся на личный духовный опыт при создании иконы.

Современные иконописцы могут выбирать только из трех вариантов своего положения: безответного ремесленника, выполняющего заказы «благотворителей», учтивого придворного при митрополии, или отверженного, работающего без социальных гарантий на свой страх и риск.
В результате сегодня искусство иконописи существует полуподпольно, хотя оно активно развивается, но официального статуса не имеет, не имеет и ясного понимания своей перспективы.
Некоторые современные художники-иконописцы пытаются сражаться за профессионализм по европейской модели, организуя выставки и специальные каталоги с публикацией своих работ, однако совсем немногие из них достигают официального профессионального статуса.
Как правило, организаторы выставок современной иконы - это не экспертное сообщество искусствоведов или музейных хранителей, а спонсоры, желающие продемонстрировать творчество выбранных ими иконописцев более широкому кругу потенциальных покупателей.

На мой взгляд, трудности в развитии и популяризации искусства иконописи связаны с чрезмерно преувеличенной оценкой  тех специфических видов искусства, которые в медийной среде сегодня определяются как «актуальные», и которые экспонируются на выставках «Современного искусства». В отличие от иконописи, это искусство невозможно продвинуть без кураторов, разъясняющих обывателю, что и зачем делает художник.
Опыт актуального кураторского дискурса пригодился в выставочном проекте так называемого содружества «Артос», существующего с 2013 года, и  организующего фестивали под названием «Дары».


В декабре 2017 г. содружеством «Артос» была проведена выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь под названием «Святые неразделенной Церкви».
Организаторами было заявлено, что «У нас есть воля к единству во Христе. Общение со святыми неразделенной Церкви рождает стремление и возможность преодолеть этнофилетизм, преодолеть не рассуждающее и предвзятое неприятие Запада как врага». То есть, главной целью этого проекта является объединение христианских конфессий «снизу», не на вероучительном уровне, а на уровне взаимного общения мирян с помощью средств изобразительного искусства.
Для художников, желающих принять участие в этой выставке, было поставлено условие – написать икону какого-либо неизвестного в России святого первого тысячелетия, т.е. святого, канонизированного Католической церковью, и не включенного в святцы РПЦ, а надпись его имени на иконе - сделать обязательно латиницей.



Эти требования совершенно запутали будущих участников:
- если писать «икону», то для чего латинские надписи? Иконы традиционно подписывались на том языке, на котором говорила православная община – по-гречески, по-славянски, или на арабском, коптском и др. языках.
Значит ли это, что эти иконы не предназначаются для православных?
- если предлагается писать «икону» - то в какой стилистике? Православная традиция иконописи имеет разнообразный опыт стилистических экспериментов – от самой примитивной графики эфиопских икон до классического академизма. Но только готика и авангардизм ХХ века еще не были опробованы, и именно они могут дать "неузнаваемый" для православного сознания результат.




Такое положение создало путаницу в оценках настолько, что организаторы сами потеряли ориентиры и набрали большое количество робких неумелых ученических работ.
Но, повторяю, что в светской хронике этого вида искусства не существует, поэтому в обществе акция содружества «Артос» большого «прорыва» не добилась. Современное общество такими примитивными экспериментами удивить не возможно.
Такие выставки  создают путаницу только в сознании начинающих иконописцев, мешая выработать определенные стандарты качества и профессионализма для современного церковного художника.
Tags: Иконы, арткритика, выставка
Subscribe

  • Церковь и культура

    В текущем 2021 году можно отметить ТРИДЦАТИЛЕТИЕ церковного возрождения в России. На сегодняшний день выросло целое поколение, не знакомое с…

  • Христианский ли это храм?

    С появлением в искусстве "кураторов" и арт-дилеров умение рисовать стало для художника чуть ли не постыдным делом, этого уже начинают…

  • Конкурс 2020

    Размышления о внешнем облике современного православного храма в XXI веке, к сожалению, не входят в круг интересов священноначалия МП РПЦ. Масштабные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Церковь и культура

    В текущем 2021 году можно отметить ТРИДЦАТИЛЕТИЕ церковного возрождения в России. На сегодняшний день выросло целое поколение, не знакомое с…

  • Христианский ли это храм?

    С появлением в искусстве "кураторов" и арт-дилеров умение рисовать стало для художника чуть ли не постыдным делом, этого уже начинают…

  • Конкурс 2020

    Размышления о внешнем облике современного православного храма в XXI веке, к сожалению, не входят в круг интересов священноначалия МП РПЦ. Масштабные…