?

Log in

No account? Create an account

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


Previous Entry Share Next Entry
О литургических реформах
4 краски
renardetraisin
Конференция в ПСТГУ «Христианский образ и сакральное пространство» прошла вполне успешно.
Публикую по просьбам читателей моего блога фрагмент доклада о.Максима Крижевского
"Литургическое обновление как уничтожение литургического искусства":



..."Стремление «демократизировать литургию» действительно становится знаменем движения, под которым совершаются такие шаги реформы, как удаление алтарной преграды, адаптация литургических языков вплоть до неузнаваемости в них самой Литургии и Евангелия. Мы уже обращали внимание на важность органического единства различных частей литургического пространства для осуществления символической связи молящегося с Первообразом. Это части дополняют друг друга нелинейно, образуя своего рода неравномерные слои символического пространства. Наличие таких слоев, их количество и конфигурация отношения друг к другу, конечно, могут и должны меняться в связи с духовным состоянием самого обращенного к Богу человека. В этой динамике мы отчасти можем видеть продолжающийся в истории кеносис Вечного Бога по отношению к человеческим немощам. Но организация этой символической связи не терпит никогда искусственности.
Иначе образуется связь совершенно другого рода, приводящая человека к самым разным, но совершенно нелитургическим целям. Отец Павел Флоренский называет такую символическую естественность, живую связь предметов церковного искусства реализмом . Позволим себе добавить в это определение анализируемый здесь атрибут – литургический. Литургический реализм – так можно было бы назвать то, особое, символическое единство, которое возникает между Богом и молящимся. В каждое время церковной истории, в каждой конкретной обстановке, этот реализм требует особых форм, особой конфигурации форм, которые соответствовали бы духовному возрасту человека. Такое трансисторическое состояние символа Д.С.Лихачев в «Поэтике древнерусской литературы» - метафора-символ.


Для первых христиан, действительно, не существовало необходимости в алтарной преграде, потому что они еще помнили (даже в нескольких поколениях помнили) Самого Спасителя: Его Лик, Его Голос… Хотя жили они еще по-прежнему ветхозаветными реалиями храмового пространства, которое Бог заповедал Моисею, а оно включало в себя завесу, как важнейшую деталь (Втор 27, 1-19). Но апостол Павел объясняет нам это обстоятельство по отношению к христианской жизни: завеса – это Тело Христово (Евр. 10, 20). Поэтому молитву первых христиан нельзя считать лишенной, не нуждающейся в алтарной преграде. Сам Господь Иисус Христос был иконостасом на первых Литургиях. Преграда алтаря оставалась небольшой столько времени, сколько позволяла духовная память христиан, угасавшая из поколения в поколение, от одного исторического потрясения к другому. И появление высокого иконостаса не столько является частью того уклонения к образной сложности искусства позднего средневековья, как иногда принято объяснять появление, сколько полностью соответствует духовному состоянию христиан своего времени, отзывается на их духовную немощь. Человеку того времени оказалась необходима предметная поддержка, это новый символический слой, которому Бог по человеколюбию Своему попустил существовать в Церкви, чтобы молящийся на Литургии имел возможность, несмотря на ослабевшую веру, видеть перед собой Царство Божие.

Иконостас не просто репрезентует, он дает возможность живого присутствия и участия в Священной истории, кроме того, в него же вписан и внеисторический образец предстояния человека перед Богом – Деисис. Когда человек еще больше слабеет духовно, и «учебник» Деисиса ему становится непонятен, появляется более наглядный образец молитвы – икона «О Тебе радуется…», помещаемая уже в местный ряд, ближе к молящимся, а не для того, чтобы получше скрыть от них пространство алтаря.

Лишение христианина в современном его состоянии всей этой поддержки и руководства литургического искусства неизбежно ведет к духовной катастрофе, и не может быть оправдано никакими правами всеобщего священства.
Ибо не устранены причины, повлекшие за собой возникновение высокого иконостаса, во-первых, и никакое богословие священства мирян не сможет обосновать необходимость для реализации этого духовного статуса человека в храме возможности наблюдать чисто человеческие подробности поведения священнослужителей в алтаре. С чем остается молящийся в данном случае? С собственным ощущением реализованного права не быть отделенным в своей духовной немощи от немощных духовно современных ему священнослужителей. Но таким образом переживание Литургии заменяется просто социально-психологической драмой, в которой оставшееся от церковного искусства выполняет функцию декораций"...

  • 1
Насколько же слаб человек, раз лишение деревянной перегородки с портретами приведёт его к "духовной катастрофе".

Для того, кому эти "портреты" ничего не говорят, трудно понять суть излагаемой проблемы.


в самой же вселенской и апостольской Церкви необходимо должны следовать ВСЕОБЩНОСТИ, ДРЕВНОСТИ, согласию, так что если бы когда–нибудь часть восстала против целого, новизна против старины, погрешительное разномыслие одного, или вообще меньшинства, против согласия всех или, по крайней мере, решительного большинства православных, то погрешению части они должны предпочесть непогрешимость всеобщности; при вопросе же о самой всеобщности, благоверие древности предпочесть непотребству новизны; наконец, при вопросе о самой древности, безрассудству одного, или ограниченнейшего числа лиц, предпочесть прежде всего общие определения какого–либо Вселенского Собора, если таковые на данный предмет есть, — а если их нет, в таком случае, — то, что всего к ним ближе, то есть взаимно согласные суждения большинства великих учителей. Если будем, при помощи Божией, соблюдать это верно, здравомысленно и старательно, то без большого труда различим всякие преступные заблуждения появляющихся еретиков.

преп. Викентий Леринский


Высокий иконостас- это новизна, которой не знали в древности.

Edited at 2019-05-15 01:29 pm (UTC)

хилое какое то богословие

Имеем, что имеем:))
Присоединяйтесь к рядам пишущих!

я что то утратил веру в слова)

повапленное какое-то.

Про икону "О Тебе радуется" - роскошный ход мысли. Видно, что совершенно самостоятельно бачка дошел.
А когда и этот учебник становится непонятен вконец ослабевшему челаэку, появляются, надо полагать, ещё более наглядные образцы.

Ну вот теперь значит так: и старославянский не понятен, и русский - только смайлики остаются:)))
Поэтому так важна картинка!

Понятна только очередная говорящая борода с амвона.

Бород говорящих у нас тут достаточно. Но не все достигают понимания важности картинки:))

***они еще помнили (даже в нескольких поколениях помнили) Самого Спасителя: Его Лик, Его Голос… ***

У автора и антропология, видимо, очень своеобразная.

Пипл схавает ВСЁ.

Проверено.

Мне кажется, что богословски убедительно обосновать иконостас не получится никому. По той простой причине, что о нем нет никакого однозначного упоминания в Священном Писании. Да что там упоминания - хотя бы намека ( вот и завеса в воскресение Христово разорвалась). А богословие без каких-либо отсылок к Откровению - плохое богословие, а точнее человекословие. А человек навыдумывать всего может - ух, а другой начнет его опровергать - ах. И все.
Я думаю, что традиционные, но не зафиксированные в Писании вещи можно хоть как-то убедительно обосновывать лишь через авторитет Церкви как Богочеловеческого организма. Если высокий иконостас долгое время был непременным атрибутом православного храма, то значит это было необходимо для спасения людей для Вечности или по крайней мере не являлось препятствием к исполнению этой главной функции Церкви. Так как я исхожу из веры, что Дух Святой, действуя в Православной Церкви на протяжение длительного времени, отбирает художественные, музыкальные и иные выразительные средства, для лучшего выполнения этой функции с учетом изменений происходящих как с отдельными людьми, так и с целыми народами в процессе исторического развития.

Edited at 2019-04-23 03:46 pm (UTC)

Высокий иконостас был во многих католических храмах, их сегодня можно увидеть в Испании во всех стилях исполнения: от готики до маньеризма и эклектики конца 19 в, и в скульптурном, в и живописном вариантах. Разница с русской версией только в том, что в Испании многоярусный иконостас стоит за престолом, а не перед ним. Но был он таким высоким для того, чтобы быть видимым над жюбэ, которое отделяло клир от молящихся лаиков.
Французы с этим решительно покончили со времен Тридента (реформация была в помощь:)) - свобода и равенство прав - девиз либералов всех времен.

Приглашаем Вас в наше сообщество любителей искусства lovers_of_art. Будем Вам очень рады.

Спасибо за приглашение!))

Не понимаю, почему в последнее время, многим так мешает пусть и высокий русский иконостас, да и иконостас вообще? Больше всего удивляет, что в среде как бы и церковной???
Правда, вот всю жизнь бы проходил в храм и мысли бы ни разу не зацепились, лишь бы иконы были Иконами и перегородка не сильно заглушала голос священника.

Ну кому интересно всю службу смотреть на перемещающихся церковно-служителей, не понимаю. Даже открытые Царские Врата и Д. Двери Светлой седмицы мешают сосредоточиться и молиться, и радуют лишь тем что это говорящий символ.
Хорошая икона перед глазами - ну другое дело, ведь, действительно, через нее Небо становится ближе и богослужение. Она, действительно, своего рода "Окно" и помогает оторвать ум от земли.

Невольно приходит на ум, что реформаторы - что-то вроде "доброжелателей" пятой колонны мира в церкви. Они - не молятся, это очевидно т.е. принципиально "дышат" в храме чем-то другим.. убежден, и перемены соответствующие будут.

Edited at 2019-04-24 02:04 pm (UTC)

Мне тоже так это видится. Католики прошли уже этот путь до полного тупика, а теперь и нас туда же тащат.
Про католический иконостас уже неоднократно упоминалось в этом блоге, например тут:

https://renardetraisin.livejournal.com/141448.html

А разве кто-то высказывается за уничтожение высоких иконостасов? Нет, это некторые иконописцы не могут спокойно жить если где увидят невысокий иконостас или его отсутствие.

А разве кто-то высказывается за уничтожение высоких ик

Эта полемика с такой бородой, что даже удивительно, что еще есть те, кто не читал высказываний против высоких иконостасов.

Именно высказываются)) Недавно меня буквально убеждал один, кстати, иконописец, что русский иконостас, на самом деле, не что иное, как "глухая перегородка" между людьми и Богом... только мы по своему рабскому невежеству никак не можем признать это)).

У меня об этих предметах знания самые поверхностные, но позволю себе задать вопрос. Скажите, пожалуйста: предание о том, как и по каким причинам иконостасы были введены Василием Великим, сейчас совсем не принимается в рассуждение?

Сейчас каждый принимает в рассуждение все, что ему заблагорассудится. Либералы - нет, не принимают. А охранители - принимают "по вкусу":)))

  • 1