?

Log in

No account? Create an account

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


Previous Entry Share Flag Next Entry
Новое слово - "Феособор"
4 краски
renardetraisin
Федоровский собор в Санкт-Петербурге не может оставить равнодушным никого из тех, кто интересуется современной жизнью Православной церкви. Это особое знаковое место, не просто храм-памятник, а  точка отсчета и граница времен - не только ХIХ - ХХ веков, но и ХХ - ХХI.



История его строительства и благоукрашения гораздо подробнее, чем в Википедии описана здесь.
Первоначально архитектура Федоровского храма была задумана подчеркнуто древнерусской. Планировался не просто храм, а романтический град-Китеж, со стенами и башнями, галереями и аркадой:



Однако времена в ХХ веке менялись стремительно.
Советская власть радикально обезглавила храм. Он был перепрофилирован в молокозавод, и только в конце 90-х гг. нашлась возможность вернуть его в ведение церкви. Тяжба с заводом тянулась до 2005 г., но к тому времени на участке рядом была построена новая церковь, гораздо более скромная по материалу и исполнению - по средствам прихода.
Проект этой новой скромной церкви для 90-х годов был круто модерновым (в те годы в большинстве случаев еще пытались в меру сил и средств соответствовать традициям). А здесь была уже проба новаторского пера - хотя логика внешнего формообразования почти не нарушена (скорее логика деревянной, а не каменной архитектуры).



Интерьер этой новой церкви еще более оригинален, чем фасад.  Изнутри ломаные ярусы остекления привлекают к себе все внимание зрителя. Иконостас заметен только во вторую очередь. Он очень прост - деревянный каркас с иконами в стиле "северных писем" - но это не традиционный тябловый иконостас ( ярусы не в распор к стенам, а пирамидально уменьшаясь вверх).
Тут явная нестковка с архитектурой - пирамидка прямоугольников икон не вписывается в треугольное завершение стен - зрительно этот иконостас явно чужероден модерновому интерьеру, он "из другой оперы".



Здесь через столетие вновь повторилась демонстрация решительной смены приоритетов: в упрощении и удешевлении архитектуры, вызванных нищетой революции  ("Революция" в 90-х была не менее агрессивна по отношению к материальным сторонам жизни).

Подобно тому, как смена идеологии наглядно отразилась в формах выставочных павильонов, представлявших Россию на всемирнх парижских выставках в 1900, и в 1925 гг.(СССР) - Федоровский храм, как символ династических перемен, тоже является своего рода выставочной площадкой для демонстрации намерений.
Напомню, что в 1900 г. в Париже для русской экспозиции был построен огромный замок-крепость с высокими башнями в узнаваемой стилистике русской архитектуры. Он символизировал мощь государства и неограниченность ресурсной базы.
А в 1925 г. советский павильон являл только остроумие и креатив гениального архитектора К.Мельникова, который при минимальных затратах сумел создать нето оригинальное и эпатажное (при том, что большая часть павильонов той выставки были построены в совершенно другой, более декоративной стилистике, давшей имя стилю  "ар-деко").

1900                                                                                      1925


Маленький фанерный скворечник Мельникова был попыткой заявить претензию на "новаторство", но  в тот момент этот вид "новаторства" (минимализм и деконструктивизм) не нашел широкой поддержки.
Этими идеями воспользовались
через столетие - в ХХI веке: в таких минималистичных формах проектируются современные католические храмы.



Обновленный Федоровский собор идет в ногу со временем, старается не отставать от модных тенденций и новейших достижений современной науки "теологии" (которая у нас возникла внезапно и параллельно с традиционным богословием).
На досках объявлений, развешанных в разных местах в соборе и на его территории, можно прочесть много полезной информации, совершенно новой по стилю миссионерской работы, в модной, слегка ироничной манере, например:





Невероятное по охвату аудитории и по миссионерскому порыву приглашение:
ко всем НЕВЕРУЮЩИМ - именно тут, и только тут, вас откатехизируют и отмиссионерят на самом современном уровне!
И будет преодолен новй рубеж времен...



  • 1
У новых теологов нет бога кроме дизайна и Тема Лебедев пророк его.
Единственное что мне непонятно - почему говорить на английском стоит в том же ряду, что читать Библию, молиться и заниматься с детьми. Возникает невольный вопрос - является ли столь же спасительным говорить по-русски или по славянски?

Edited at 2019-08-21 06:16 pm (UTC)

Вы правы, похоже, что по-славянски уже точно не являяется...
И еще характерно, что "ищет себя", а Бога - не ищет(?)

Пошлость атакует.

В самой современной модной упаковке!

Инфернальненько

собор идет в ногу со временем, старается не отставать от модных тенденций
--Особенно модны стали перевернутые треугольники.

А как Вам такая фраза: Cегодня в Феособоре служит Киропатриарх.

Edited at 2019-08-21 08:14 pm (UTC)

Re: Инфернальненько

Ну, да, или Илариомитр.
И тут главная "фокусгруппа"- молодежь!

Re: Инфернальненько

А для молодежи, пожалуй, Митрил будет забавнее.

А какими вы находите интерьеры старого собора?

Иконостас верхнего храма воссоздан по сохранившимся фотографиям.
А вот нижний - "вишенка на тортик")))

О нем у меня было уже несколько записей, например:
https://renardetraisin.livejournal.com/141945.html
https://renardetraisin.livejournal.com/136884.html

Как можно понять, этот маленький храм строился как часовня, а когда выезд молокозавода и реставрация собора затянулись, часовню превратили в храм, у них на сайте сказано, что богослужения там не идут с 2013 г.
Меня эта щипцовая композиция не шокировала - ничем не хуже бытовок, повсеместно стоящих у строящихся храмов программы-200 и закамуфлированных под церквушки.
Шокировало то, какие литургии они служат в нижнем храме Феособора. Оказывается, все мы идем не в ногу, а только они одни в ногу - у них там не только литургия Иакова (это уже не удивляет), но и литургия Марка, и литургия свт. Амвросия Медиоланского.
Ближняя перспектива вместо "едиными усты" - кто в лес, кто по дрова.

Естественно сегодня "эта щипцовая композиция" не шокирует никого:))
Для шокирования там назначено другое место - лабиринт.
..."все мы идем не в ногу, а только они одни в ногу" - по запутанным средневековым западноевропейским спиралям, об этом неустанно вещают многочисленные кураторы (духовенство храма в том числе).


Да уж, они гордятся, что уменьшенный Шартрский лабиринт - это воплощенная идея архим. Зинона (Теодора), курировавшего оформление интерьера нижнего храма.
Не от его ли фамилии "игра слов": Фео собор - Тео Зинон? :-))
Кстати, есть фото его совсем новой иконы Преображения, что Вы о ней скажете?


Edited at 2019-08-22 04:52 pm (UTC)



Да, мрачновато как-то. Безрадостно...

Re: Эта икона?

Да, эта.
Цветовой формализм - 10 оттенков белого, 10 оттенков синего с краплачком в углах, такая трехцветка и ни шагу в сторону.

Не только цвет, но и лики - безрадостно-холодные.
На всех почти иконах в этом храме.

Похоже, он какие-то свой теории в эти ледяные лики вкладывает, т.е. все "горе от ума".
Если вернуться к Преображению, то, например, что за невиданное перстосложение у Спасителя? - понятно, что 3 и 2 (три ипостаси Божии и двуединая природа Христа), но зачем это новшество, непонятно.
И вот с какой стати благословляющий жест Илии? Если это не благословение, то что это - ораторский жест, означающий начало речи или что?
Кстати, о Моисее - привычно его видеть "средовеком" или пожилым с лысиной, а о.Зинон настойчиво его пишет юнцом безбрадым - что бы это значило?



  • 1