?

Log in

No account? Create an account

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


Previous Entry Share Flag Next Entry
Литургиеское - продолжение.
4 краски
renardetraisin
"Упадок традиционного духа христианства неизбежно влечет за собой упадок религиозных искусств. Подъем этого духа и возвращение его к истокам непременно означает и возрождение в области искусств".

Написаны эти слова в середине ХIХ в. доминиканцем, основателем Литургического движения во Франции о.Геранже (о нем было уже сказано здесь, там есть и сслка на источник цитат).
В 90-х годах ХХ в. у нас всем это было ясно, это же аксиома! А сейчас - звучит, почти как откровение...
Однако, как обычно  - западный источник у нас должен быть доходчивее слов любых "пророков в своем отечестве". Истоник же не простой, а актуальный - слова основателя самого модного ныне движения!

о.Геранже под "религиозным искусством" подразумевал прежде всего церковное пение. Но точно так же можно сказать и об иконе (в противовес светскому изобразительному искусству (не картине, конешно:))

"Между церковным пением и концертом - огромная разница, отделяющая священное от мирского, и сочетать их или смешивать между собой было бы профанацией. Но, увы, эта очевидная профанация происходит уже на протяжении двух веков. Как церковная музыка вообще, так и само григорианское пение пришли в первой половине XIX века в состояние подлинного упадка. Концерт заполнил собою церковные обряды и наложил на них свой отпечаток... Обмирщение церковного пения было столь глубоко, что даже элита долгое время не замечала его неуместность".

Можно было бы сказать, перефразируя о.Геранже, что в XIX веке светское изобразительное искусство заполнило все городские и даже сельские храмы в России. Это было чистой воды профанацией - искажением, опошлением иконописи (как пишет ВИКИ - "в отличие от святотатства — осквернения умышленного, профанация, как правило, представляет собой действие невольное)... и даже элита долгое время не замечала его неуместность! (у нас элита продолжает не замечать этого до сих пор).

Как пример - фото с вставки 2014 г. в московском Манеже "300 больших икон из коллекции Ф.Комарова", которую искусствовед Комашко воспевала как "открытие настоящей иконописи"!


И далее - несколько слов о.Геранже об изобразительном искусстве:

"В каком же направлении будет развиваться это новое посттридентское искусство? Оно последует общему направлению эволюции благочестия этой эпохи, т. е. художники будут становиться, если можно так выразиться, все менее и менее «литургическими», отдаляясь от традиционного духа св. Отцов и средневековья, и адаптируя «религиозные сюжеты» к прогрессу искусства и к его новой манере".

В XIX веке во Франции "тотчас после Революции романтизм затосковал по руинам средневековья, а традиционализм деятельно обратился к ним. Реакция против секуляризма была так сильна во всех странах, что ненависть вызывало все, связанное с ним. Эпоха Возрождения, возврат к языческим формам архитектуры, вся живопись, начиная с XVII века, для многих стали объектами суровых обличений в адрес недавнего прошлого. Средние века стали предметом бурного увлечения, появилось желание во что бы то ни стало вернуться к готическим архитектурным формам, но, увы, секреты этого зодчества были утеряны. Так что результаты этого увлечения - первые, по крайней мере, - оказались весьма жалкими"...
Спрашивается - отчего так получилось в просвещенной Европе? и у нас - похожая картина, только на 100 лет позже?
Не упадок ли традиционного духа христианства неизбежно влечет за собой упадок религиозных искусств?

Литургиеское движение, возникшее в нескольких монастрях Франции и Германии в середине XIX века, не сумело поднять ДУХ европейских католиков, которые внезапно увлекшись средневековьем, столь же бстро к нему охладели.

А о Православной Церкви о.Геранже сказал следующее:
"О «литургическом движении" в Православной Церкви не может быть и речи. Эта Церковь никогда не отходила в своем благочестии от литургического благочестия и всегда оставалась ему верна.
Единственным антилитургическим кризисом, который она пережила, было иконоборчество; но она его полностью преодолела на своих Соборах".

Итак, согласно научным открытиям европейских (!) литургистов, единственным камнем преткновения для православых является вопрос ИКОНы.
Вопрос - сумеет ли Церковь преодолеть новый виток иконоборчества в лице агрессивно атакующего икону модернизма - ?