renardetraisin (renardetraisin) wrote,
renardetraisin
renardetraisin

Categories:

Конкурс 2020

Размышления о внешнем облике современного православного храма в XXI веке, к сожалению, не входят в круг интересов священноначалия МП РПЦ.
Масштабные Конкурсы на проектное предложение нового храма проходили в 2013 и 2015 годах в московском Союзе Архитекторв, инициировались они группой заинтересованных архитекторов-мирян. Резонанса в церковной среде эти конкурсы практически не вызвали.

Через 5 лет - в 2020 году локальный конкурс на проект храма был инициирован администрацией г. Котельники Московской области для жителей нового микрорайона «Парковый».

Спектр проектных предложений этого конкурса, на мой взгляд, сам по-себе заслуживает обсуждения.
Несмотря на значительное преобладание "новаторских" решений по-прежнему лидируют условные "традиционалисты", что не может не обнадеживать - связь с реальностью еще не потеряна! wink

Но поскольку цитирование архитектурных форм, близкое к историческому контексту, у нас запрещено официально на уровне ФХУ, то этот условный традиционализм превращается в игру-трансформер - в которой традиционные элементы нанизываются друг на друга в случайном порядке, и чем оригинальнее, тем "лучше".

Untitled-6.jpg


В проектах условно-традиционалистских лидируют элементы конструкторов "а ля рюс", и а ля "Византия".
Первый из представленных на фото - стал "лицом" этого конкурса, видимо, это был выбор администрации.
Следующий долго лидировал в голосовании на сайте:



Попытки соединить разнородные элементы - главку "нос Иван-Иваныча" с ушами модернистски-криволинейными формами оказались очевидно нелогичными.
Особенно наглядно это заметно если убрать главку, или сделать фон не нейтральным, а реальной застройкой компании "ПИК".



Неизменные участники конкурсов 2013, 15 и 20 гг. - проектировщики "квадратного круга", возводящие генеалогию своих архитектурных решений к "новгородско-псковской" традиции.



На мой взгляд, следующее "рубленое" кирпичное строение идеально вписывается в архитектурный ланшафт, создаваемый компанией "ПИК".
Но... жить в такой среде, где даже храм талантливо превращен в условную микросхему - лично мне бы не хотелось.



"Привет от инопланетной цивилизации" был единственным и не вызвал особого восторга у голосовавших на сайте.



Приветы от Ле Корбюзье и II Ватиканского собора, которых было как минимум 4 шт. - также не нашли народной  поддержки:









Это почти дословная копия католического храма 1955-1958 г., входящего в список "значимого наследия ХХ в."во Франции - постройка знаменитого архитектора-модерниста Мориса Новарина.



Единственным, на мой взгляд, органичным для данной местности архитектурным решением является нижеследующий вариант. Он столь же условный, как машины для жилья компании "ПИК", но имеет ряд композиционных достоинств, выделяющих его из окружающей застройки:
- это наличие круглых лопастей-"закомар",
- и галерея-аркада по нижнему ярусу.
Эти округлые формы значительно смягчают "барабанную дробь" одинаковых окон однообразных фасадов квартала.



Однако лидером народного голосования оказался вот этот проект.
И я понимаю, почему.
Этот храм, задуманный в точном соответствии с традицией XIX века, узнаваемой и понятной людям старшего поколения, напоминает о том, что раньше человек жил в другой среде, более разнообразной и приятной человеческому глазу. И несмотря на контрастное несоответствие застройке квартала он является наиболее приемлемым решением, напоминая о том, что в современном тотально-оцифрованном мире существуют еще "острова нормальности".


Tags: Архитектура, арткритика, форма и стиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments