?

Log in

No account? Create an account

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


Previous Entry Share Next Entry
Эволюция католических храмов ХХ века. Часть I I.
4 краски
renardetraisin
Продолжение, начало было здесь:
http://renardetraisin.livejournal.com/46851.html

Важным и даже переломным этапом в архитектуре католических храмов Европы стало восстановление и новое строительство после Второй Мировой войны. Степень разрушений была несравненно большей, чем после первой войны. И эта новая страшная война, наложенная на еще свежую память о первой,  заставила забыть все прежние, традиционные привязанности. Уже не интересна стала стилистика ни готики или романики, ни тем более Византии. Нарушилась связь времен.
В октябре 1946 г. во Франции был принят закон, установивший правила для осуществления послевоенной реконструкции. Он провозглашал принцип полного восстановления всех разрушений в порядке очередности по программе, рассчитанной на пять лет, включая разработку генерального плана и проектов модернизации. Этот закон сделал более либеральными положения законодательства довоенного периода, в котором (по закону 1905 года) финансирование и государственная поддержка строительства культовых зданий во Франции были запрещены. Послевоенный подъем религиозных настроений, одновременно с экономическим возрождением требовал скорейшего открытия храмов.
Вопрос сохранения памятников архитектурного наследия тогда еще не ставился. В этот период реконструкция подразумевала восстановление храма в том же размере, но в более простой и экономичной форме, хотя и не идентичной разрушенному оригиналу.



Церковь Сен-Мишель de Graignes, построенная между 1955 и 1958 гг. Снаружи имеет облик элеватора, а внутри - спортзала. Монолитный бетон. Архитектор Guy Pison.



Ниже - в этом же "стиле" - церковь Saint-Desir де Лизье. Архитектор - Robert Camelot (1903-1992) разработал проект огромного здания промышленных форм, чей размер не был пропорционален потребностям культа в данной местности.
Таким образом с самого начала существования церкви она была обречена на полупустое пространство, потому что площадь разрушенного храма, вместо которого она была построена - была такой большой (но в стиле барокко восемнадцатого века).






Главным и единственным украшением интерьера церкви в Лизье стали витражи Макса Ингранда. Витражное производство во Франции после второй мировой войны пережило колоссальный подъем, пройдя путь от высокой изобразительности до полной абстракции. Макс Ингранд (1908-1969) был одним из ведущих мастеров-витражистов послевоенной Франции, его витражи украшают 45 храмов Франции и других стран.





Самый большой комплекс витражей Макса Ингранда - в церкви Saint-Pierre d’Yvetôt, en Seine-Maritime, архитекторы Пьер Широль и Ив Маршан. Постройка 1956 г. - на месте храма XVIII в., разрушенного немецкой бомбардировкой в 1940 г.
Железобетонный купол конической формы опирается на 24 пилона, между которыми - стекло витражей, общей площадью 1 046 м2.





Еще одно яркое событие послевоенных лет - строительство храма Sacré-Cœur d'Audincourt – 1949-1951 г.
Архитектор - Морис Новарина. В этой постройке узнаются многочисленные сельские клубы, построенные позже в СССР.
Французская Wiki уподобляет эти две колонны перед входом "портику античных храмов" - выдавая желаемое за действительное...



Особенно впечатляет декор алтарной апсиды:))
Художник - Жан Базен (1904-2001), "представитель новой Парижской школы".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BD,_%D0%96%D0%B0%D0%BD



И наконец еще одно творение Мориса Новарины - церковь Notre-Dame d'Assy, строительство которой было начато в 1937, а закончено уже после войны - в 1946 г. Церковь стоит в горах на высоте 1000 м, на территории туберкулезного санатория.
Этот храм получил особую известность не столько своей архитектурой, сколько благодаря декоративному убранству. Это убранство считается ключевым моментом окончательного поворота ХХ века в сакральном искусстве Католической церкви. Здесь представлены работы Pierre Bonnard, Fernand Léger, Georges Rouault, Jean Bazaine, Henri Matisse, Georges Braque, Jacques Lipchitz et Marc Chagall. Вдохновителем этого "праздника" стал доминиканец Marie-Alain Couturier, о котором уже упоминалось здесь:
http://renardetraisin.livejournal.com/35407.html
Столь решительный поворот к современному искусству шокировал многих традиционалистов в рядах представителей французского духовенства, больше привыкших к классицизму. Но возражения уже не принимались во внимание...



"Гвоздем программы" стало убранство алтаря - гобелен Жана Люрса (1892-1966), представляющий "Битву добра и Зла" (в алтаре!); и не очень приметный на этом фото - Крест-Распятие Жермена Ришье (отдельное фото внизу).









По поводу этого Креста современные французские искусствоведы восторженно изощряются в жонглировании цитатами из Ветхого Завета, например из пророка Исайи 52.14: "...столько был обезображен паче всякого человека лик Его"...
Воистину, по словам того же пророка: современные искусствоведы "очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего... не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис. 6.9-10).

Продолжение следует тут:
http://renardetraisin.livejournal.com/47589.html


  • 1
поверьте, в Первую Мировую войну разрушения тоже были колоссальными,особенно там где война не просто прошла, а потопталась на одном месте.

Это краткий дайджест с франкофонных сайтов.

По поводу Люрса и Ришье мысленно выматюкался всяческими способами

Вот и правоверных католиков тогда "колбасило", выражаясь современным языком...

если я правильно понимаю это результат госфинансирования? когда атеистическое государство строит храмы для людёв

Вроде так получается, люди же потеряли коллективную собственность.

Архитекторы то ли забыли, то ли не знали, что храм есть земной образ Царствия Небесного.

гобелен Жана Люрса (1892-1966), представляющий "Битву добра и Зла"
Эх, недорезали катаров в своё время.

Революция породила чудовищ не только у нас. Во Франции аукается до сих пор...

"недорезали катаров"

Какие удивительные шутки. +;/

... весьма точно, при этом, отражающие состояние агрессии, видимо свойственное "правильному" христианину. За пост — спасибо.

  • 1