renardetraisin (renardetraisin) wrote,
renardetraisin
renardetraisin

Category:

Про обучение иконописи в XXI в.

Хочу попробовать обобщить итоги первого десятилетия ХХI в. в плане методик преподавания иконописания.
Если история самого процесса возрождения этого искусства в России в ХХ в. уже как-то осмыслена, написаны несколько книг и статей, сложились предания и легенды, то, что касается вопросов обучения этому ремеслу искусству - тут пока еще поле не пахано.
Поэтому то, что я рискну высказать, требует, наверное, и дополнений, и исправлений - милости прошу - высказывайтесь!)))

 photo 69071070_zinon1_zpsba56fb13.png

Итак: обучение (включая самообучение) иконописи с 90х гг. прошлого века пошло по трем основным направлениям:

1. Школа отца Зинона (хотя в данном случае понятие «школа» конечно условно, оно обозначает вообще многочисленных учеников и последователей о.Зинона, побывавших у него за более чем 30 лет его творческой деятельности). Это авторская школа, разрабатываемая о. Зеноном в непрерывном творческом поиске. В основе - искусство Комниновского возрождения, но в последние годы с уклоном все глубже в античность. Учеников и последователей о.Зинона легко узнать по специфической холодной отстраненности и контрастным (до белого) высветлениям облачений.

На вопрос, есть ли в России школа иконописания, сам о.Зинон обычно отвечает отрицательно. Более того, он отрицает и наличие собственной школы, хотя он помог стать на ноги многим современным иконописцам.
"... Приходят ко мне так называемые ученики, в глазах лихорадочный блеск: хотят постичь тайны иконописи, да как можно быстрее. Для чего? Да чтобы тут же начать зарабатывать большие деньги. Такие покрутятся два-три месяца возле меня, уедут куда-то, потом глядишь – у них уже самостоятельные заказы, а зарабатывают так, что мне и не снилось. Ко мне же дорогу забыли. Посмотрел я на это и однажды решил: всё, хватит! Не надо мне больше никаких учеников". (из интервью)

2. Школа мон. Иулиании (Соколовой) – МДАиС, СПдАиС, ФЦХ ПСТГУ и другие серьезные школы при храмах и монастырях, так или иначе возводящие свою историю к матушке Иулиании.

Методика обучения в этом случае основана прежде всего на обучении рисованию собственной рукой, а не с помощью снятия кальки-прориси. Копирование икон-образцов древнерусской иконописи в подлинниках, а не с репродукций проходит на каждом этапе как обязательное задание, но копирование - не формальное срисовывание, а изучение технологии, колористики, пластики и т.д.
Обучение длительное (4-6 лет), диплом - большая многодельная авторская работа.
Собственные рисунки-прориси мон. Иулиании демонстрируются только как пример творческого подхода в создании авторской иконы, и никогда не используются для перевода и раскрашивания.

Иконописная школа при МДАиС:

 photo 41B043004320440043004368_zps99c1d294.jpg

Ниже - занятия в ПСТГУ (2й курс). На фото видно, что работа над собственной иконой ведется при помощи поиска аналогов - икона студента не копирует учебный фотоматериал.

 photo DSC_2143_zpsc279860c.jpg

3. Наконец - школа «Просопон», о которой уже говорилось здесь
http://renardetraisin.livejournal.com/16376.html
Просопон существует в Москве уже более 20-и лет полу-подпольно, чему есть определенные причины в их гностическом иконологическом учении. Это школа направленная в первую очередь на обучение неофитов, не только совершенно не умеющих рисовать, но также не разбирающихся в вопросах богословия Православной Церкви.
В последние годы "Просопон" официально распространил свои "сети" и на территории храмов, и внедрился в "ВУЗ"- Школу акварели С.Андрияки.
Многие самодеятельные иконописные «школы»,открытые сейчас в Москве, подмосковье, Костроме и др., так или иначе имеют корни именно в Просопоне, и используют наработанные там методики.

 photo prosopon_zpscbb1b6dd.png

Адепты учения гуру Андреева предпочитают "обучать" тех, кто никогда не держал в руке кисть. Учить самостоятельному рисованию здесь никто не собирается. И не предполагается, что заплативший за учебу будет этим потом профессионально заниматься в жизни.
Пришедшему неофиту вручается готовая прорись с "шедевра" самого гуру, обсуждать которую категорически запрещено - это священное "лекало" . Все делают одни и те же движения, в одной и той же последовательности (всего 22 этапа, последний - СОЗЕРЦАНИЕ...)

 photo 5078682554_d260efd02e_b_zps25d8d037.jpg

Это фото собственно школы Просопон:

 photo 5014175616_53ef9a04ce_b_zps18ec656f.jpg
А это разные ответвления, которые свою связь с гуру не афишируют, но она очевидна:

 photo DSC00258_2_zpse7c61604.jpg

 photo 700234_12_zps84e4338f.jpg

И даже на Камчатке рисуют Архангела с того же "лекала":
 photo 418043A043E043D043E043F04380441044C0-43D0430041A0430043C044704300442043A043502_zps51a3330f.jpg

Всем технологическим процессам присваиваются глубокомысленные псевдоБогословские значения и глубинные смыслы.  Если кто-то захочет узнать, например,  о "трех видах хаоса в иконе" - то милости просим: текст самого гуру Андреева:
http://www.youtube.com/watch?v=Eh_yac2_yVY

Кроме этих трех педагогических «китов» конечно существуют и другие, в первую очередь старые училища народных промыслов – Палех, Холуй, Мстера. Но волею искусствоведов еще советского времени эти школы получили клеймо «декоративно-прикладных», и оказались за бортом развития «Настоящего Искусства». Тем не менее, палехской школе удалось сохранить высокий уровень мастерства, что и демонстрируют мастера этой школы в своих иконописных работах в русле традиций Палеха и Ярославских росписей XVII в.
Но поскольку такая многодельная техника требует специальной профессиональной подготовки и высокого качества исполнения, то она не может быть поставлена на поток – поэтому школа остается локальной.

Что же касается отдаленных от столицы регионов, то оттуда доносятся разные слухи, один страшнее другого, так что перспективы пока очень не радостные... Хотя очень хотелось бы иметь больше конкретной информации.
Tags: XX век, Нью "Шарантон", вопросы педагогики
Subscribe

  • Игры с иконографией

    В 2008 году святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь иконы Божией…

  • Память

    Святая блаженная Матрона, моли Бога о нас!

  • Литургиеское - продолжение.

    "Упадок традиционного духа христианства неизбежно влечет за собой упадок религиозных искусств. Подъем этого духа и возвращение его к истокам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Игры с иконографией

    В 2008 году святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь иконы Божией…

  • Память

    Святая блаженная Матрона, моли Бога о нас!

  • Литургиеское - продолжение.

    "Упадок традиционного духа христианства неизбежно влечет за собой упадок религиозных искусств. Подъем этого духа и возвращение его к истокам…