renardetraisin (renardetraisin) wrote,
renardetraisin
renardetraisin

Categories:

Паки про обучение))

Иконописание в России возродилось - это факт, и бурно развивается уже примерно четверть века.
Плоды этого развития демонстрируется на различных выставках, в том числе в данный момент в стенах Академии художеств. Хотя в этой экспозиции представлен очень узко-тенденциозный ракурс, никак не отражающий истинное положение дела в иконописной сфере. На самом деле ситуация значительно сложнее.
Икона – воспринимается различными слоями общества совершенно по-разному. Для кого-то это просто знак принадлежности к православной традиции, для кого-то - строго "каноническая" схема, а для кого-то - творчество (опять таки в самых разнообразных вариантах понимания этого слова). К сожалению, сегодня даже нельзя сказать, что это специфически церковное искусство. Для каждой категории «потребителей» этого «продукта» - и среди духовенства, и среди мирян - уже сложился свой рынок. И в данном контексте восприятие иконы духовенством никак не отличается от мирского (отличие по группам - только по уровню общей культуры). Эстеты есть и среди духовенства, и среди мирян – или наоборот - мещане среди духовенства, и среди мирян, и т.д.
К сожалению, Церковь никак не высказывается по поводу развития такого специфически – церковного жанра изобразительного искусства как Иконопись.

 photo IMG_9105_zps0df1ee50.jpg


Поэтому для позитивного развития иконописания самим художникам-иконописцам необходимо разобраться, что понимать под словом Иконопись в XXI в. – особый жанр изобразительного искусства, имеющий свои правила и традиции? Или полную свободу самовыражения художника в творческих поисках на Евангельские и Библейские темы?
И только исходя из решения этого вопроса, разрабатывать методику обучения будущих иконописцев.

Характерно, что в XVIII в. этот вопрос уже ставился и успешно решался в известной Ерминии Дионисия Фурноаграфиота. Ерминия Дионисия постоянно привлекается в искусствоведческой литературе как основной источник сведений о методах работы иконописца. Отношение к этому источнику постоянно меняется, то он объявляется поздней компиляцией ремесленника, то высказывается мнение, что в этой работе монах Дионисий из Фурны, несомненно, использовал более ранние источники. Первая известная «Ерминия или Руководство стенному письму» была написана на Афоне безымянным автором во второй половине XVI века. Ее текст вошел в более обширную по составу Ерминию Дионисия Фурноаграфиота, также составленную на Афоне между 1701 и 1745 годами. Эта книга, безусловно, замечательный памятник своего времени, в том числе и как учебное пособие.

В начале своего труда Дионисий Фурноаграфиот дает следующие «предварительные наставления всякому, кто желает учиться живописи»:
- «Желающий научиться живописи пусть… несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии».
т.е. сначала, до того, как ученик будет допущен к освоению секретов мастерства иконописи, следует поупражняться в рисовании и черчении (вероятно, в понимании реалистической школы). Дионисий как и большинство церковных художников этого периода находился в сложном положении. В искусстве в тот момент процветал "реализм", т.е. подражание живой натуре - это была мода высшего общества и "социальный заказ". Икона в традиционном понимании считалась "устаревшей". Время требовало придумать что-то новое, а Дионисий предложил вернуться к истокам!!!

Следует обратить внимание на следующие слова Дионисия: "Итак, любознательный ученик, знай, что когда ты пожелаешь заняться этим художеством, постарайся найти опытного учителя, которого скоро оценишь, если он будет учить тебя. Когда же попадется тебе учитель неграмотный и неискусный, то начни с того, с чего начал я". То есть, очевидно, что сам Дионисий Фурноаграфиот был самоучкой, т.е. находился в том же состоянии, что и многие современные начинающие иконописцы. Поскольку в его время уже не осталось толковых иконописцев, не у кого было узнать секреты мастерства. И он предостерегает желающих учиться иконописанию от общения с неграмотными и неискусными учителями!

Далее, для начинающих изучать ремесло самостоятельно Дионисий рекомендует снимать прорись «на отлип» т.е. обводя линии рисунка иконы-образца краской на чесночном соке, затем, приложив лист бумаги к своей иконной доске, получать точный отпечаток. Это предлагается именно тем начинающим, которые не имеют опытного учителя - как один из методов освоения ремесла. Очевидно, что изучение графических приемов и особенностей иконописного рисунка без объяснений мастера быстрее всего постигаются прямым копированием образца.

Затем Дионисий советует: отыскать «произведения кисти славнаго Мануила Панселина, и, изучая их долго, рисуй так, как я укажу тебе ниже, пока поймешь его размеры и начертания святых ликов; потом побывай в расписанных им храмах и копируй тамошнюю живопись, как я наставлю тебя ниже. Но не делай своего дела просто, и как попало, а со страхом Божиим и благоговением; ибо дело твое богоугодно»! Характерный образец для подражания - Панселин особенно понятен тем, кто знаком с академическим рисованием, поскольку сам был творцом эпохи Возрождения, и хотя работал в традиционно византийском стиле, чувствовал специфику искусства своего времени (и вероятно видел работы итальянских мастеров).

Для творческих работ более совершенных учащихся он предлагает следующую систему пропорционирования фигуры человека:
- «Ученик мой! Знай, что естественный рост человека от чела до подошвы измеряется девятью яйцами, или мерами» (под яйцом подразумевается мера головы). «Сначала размерь голову, разделив ее на три час¬ти: в первой из них помести лоб, во второй нос, а в третьей остальную часть лица, волосы же пиши за чертою сего яйца, на меру носа. Что касается до шеи; то она имеет меру носа».
Далее описывается система пропорционирования всех частей фигуры (принимая за крупный модуль размер головы по вертикали, а за меньший, составляющий ¼ высоты головы, – длину носа). Именно такая система пропорционирования (также со ссылкой на произведения Панселина) предлагается в современных пособиях по технике иконописи, издаваемых в Греции, где возрождение традиций древнего иконописания началось несколько раньше, чем в России.

В книге о мон.Иулиании (Соколовой) "Труд иконописца" приводится отрывок из письма к М.Н.Соколовой иконописца В.А. Комаровского, к советам которого неоднократно обращалась в то время Мария Николаевна (письмо датировано 1930 г.):
«Написать хорошую копию, а не подделку — это уже дело художника... Но чтобы подготовить путь к иконописи творческой, нужно совсем другое — осознание законов пластической формы, по существу таковой является форма иконописная.
- Научить этим законам почти невозможно: можно их только осознать… В общем, положение как будто безвыходное, но ведь дело, на которое мы надеемся, почти чудо».
Чудом здесь назван процесс обучения иконописи...

Tags: "кухня" иконописцев, вопросы педагогики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments