?

Log in

No account? Create an account

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


Previous Entry Share Flag Next Entry
Храм для креативного миссионера))
4 краски
renardetraisin
Итоги конкурса уже подведены, победители названы, теперь наконец можно спокойно рассмотреть те работы, что были представлены, но не были замечены уважаемым ЖЮРИ.
Вот оно - наше православное будущее - XXI век!



На мой взгляд, конкурс выявил одну проблему, которую не озвучивают СМИ: проектирование "храма будущего" воспринимается молодыми архитекторами, как забавная игра. В такой теме можно "оторваться по полной программе" - ведь в условиях было специально оговорено, что "Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение" - очевидно, что участников призывают преодолеть это негативное явление, и создать нечто совершенно новое, смелое и креативное!


Вот и пример, кстати, - если в такой храм придет служить и просвещать молодежь о. диакон Кураев, то жизнь здесь будет бить ключом! Еще бы, ведь это храм "с дополнительными функциями" - тут можно и рок-концерты, и соревнования разные проводить (спортзал в подвале оборудовать:)), и цветомузыку по вечерам после службы... народ сразу потянется!



Следующий проект, на мой взгляд, незаслуженно проигнорирован членами Жюри, хотя он выполнен на высочайшем уровне, не хуже любого из призеров (на мой вкус даже значительно лучше:)).
Стильно, красиво, с большим тактом и чувством меры. Это эстетски отрисованный объект, в котором в качестве образца использованы новейшие тенденции католической архитектурный моды.
Храм в кубическом объеме. Но эту чисто западную архитектурную тему очень элегантно украшает портал входа - в виде часовни с маленькой главкой. Конфессиональная принадлежность обозначена скромно, но со вкусом.




В пристройке белого цвета предполагается несколько помещений для нужд прихода.  На мой взгляд, для любителей современной архитектуры и дизайна - трудно придумать лучше. В Париже такой русский храм прекрасно бы смотрелся:))
Если бы еще крест на крыше получше отрисовать...



А дальше - тот храм, который мне действительно понравился. К этому проекту еще приложить бы руку какого-нибудь хорошего художника, цены бы не было, честное слово.
Мне нравится сам образ храма-города. Сюда можно разместить и воскресную школу, и катехизаторские классы, и иконописные мастерские и много еще чего хорошего...



В цокольном этаже - большая парковка (куда теперь без нее). На крыше второго этажа - прогулочная зона.



И очень интересный интерьер.



Как обычно, замах у конкурса был "на рубль", а медали раздали своим...
Но хорошо, что тему озвучили, и на том - спасибо:))


  • 1
А ведь это реальная проблема - отсутствие новых архитектурных форм в православных храмах.
Западные храмы проделали огромный путь от базиличной формы до барочных кресто-купольных храмов. Плюс, современные попытки и поиски, будь то Хатльгримскиркья в Истландии или Кафедральный собор Бразилиа.
Русская церковная архитектура сейчас только копирует стили, что были ранее.
Даже в самых смелых проектах нет новизны.

Откуда же новизна, если заказчик ее не хочет, и платить за нее не собирается...?
Кто платит- тот и заказывает музыку, никуда не деться.

А мне ни один не понравился:((
Второй проект, с часовней, может, и поинтереснее, но все равно основное здание напоминает прикрытый белой стеночкой завод или крематорий.
И последний тоже: игрушечный городок надстроили над бизнес-центром.

Спасибо!
Я собираю мнения:))
28 и 30.01 у меня доклад на эту тему на Рождественских чтениях.

Тот, который кубик, ничо так, вполне себе, не оскорбляет чувств. Если его содержать снаружи в непорочной чистоте, конечно.

А который город - идея города прекрасна, оболочка же отвратительна именно тем, что она грубо пародирует традиционные пятикупольные храмы.

Про остальное и говорить не хоцца. Как в том анекдоте: - Я смогу пить алкоголь, доктор? - Что вы, батенька, какой там алкоголь! - А в будущем, доктор? - Что вы, батенька, какое там будущее!

Эти два - на мой взгляд, наиболее профессионально сделаны.
Их конечно надо доводить "до ума". Но тут оба зайца - и современно, и не вульгарно.

Какое же внутреннее убранство храма должно быть, какой иконостас, облачения священников, чтобы внешнее и внутреннее было в гармонии? Печально, если подобное где-то воплотится.

Мой 4-летний ребенок увидел на экране один из проектов конкурса: "папа, это что, какая-то игрушка?"
Храм кубический с входной группой в виде часовни, на мой взгляд, исчерпывающе демонстрирует тупик сегодняшней архитектурной мысли - абсолютную несмешиваемость собственно архитектуры и упаковочного дизайна 20-21 в. Не говорю уже о том, что архитектура "современной" части родом примерно из 20-х годов прошлого века, т.е., по сути, это образец исторического стиля вековой давности (люди, работающие в этом стиле, узнаются по лозунгу "мы не работаем ни в каких стилях, а делаем чистую архитектуру").
Интерьер последнего храма - стайлинг, стилизация классического ордера и готических элементов. Какой в этом смысл? Этих форм хватает глазу на минуту - и все, потом уже все понятно, никакой тайны, обычная декорация (в отличие от нормальной готики или ордера, которые раскрываются всю жизнь).
Я все это пишу не ради критики, а вот к чему - никакой проблемы с "устаревшестью-современностью", с "копированием стилей" в архитектуре не существует. Церковные здания оказались у нас последним оазисом традиционной архитектуры в крупной архитектуре (безусловно, традиционной архитектуре уже лет 70 не учат, и с квалификацией проблемы, но это поправимо). И вот взоры "современных" архитекторов обращаются на этот оазис - "вы несовременные, вторичные, нетворческие", "храм должен быть современным", открытым к людям, прозрачным и т.п.
Отнюдь нет, все наоборот - вместо "современных" коробок должна быть современная традиционная архитектура (и градостроительство), как наиболее естественная для человека среда. Бессмысленно требовать от архитектуры стать пластиковой упаковкой или декорацией.

Совершенно верно, декорации - именно потому, что нет содержания. Слово ХРАМ не вызывает чувства ответственности...
Внутри (и в голове проектировщика) - пусто, отсюда стеклянная прозрачность, отказ от традиции и т.п.

Прочла комментарии, всё уже сказали - и о нахватанности во внешних кагбе новых примерах, и о глубоком пониманьи проектантов смысела храма вообще. Дивная, дивная парадигма про противовес "официальному богослужению". Застрелиться.
Что остаётся (мне) непонятным - а что, на этих конкурсах правда зарабатываются, ммм, большие деньги?

Классная ава!))

Обещали победителям (10 премий) по 100000 р. Не знаю, сколько получится без налогов:))

кубик наиболее симпатичен. а так конечно все какое-то придуманное. пластика подгоняется под идею

Этот кубик - очень профессионально сделан, с большим вкусом, но... "головой".
Мне по-душе более традиционные образы.
А по функциям - образ -"городок" актуальнее для церкви. Только его еще надо порисовать:))

renardetraisin, рад, что Вы оценили мой проект. Я ожидал, что его заметит большее число людей, т.к. многие элементы были тщательно продуманы. Вообще-то я проектирую принципиально традиционные вещи. Неважно, касается это храма или гражданского здания. Работу в традиции я вовсе не считаю работой нетворческой.

Но название конкурса звучало так: "Современное архитектурное решение образа православного храма". В условиях конкурса нынешняя церковная архитектура оценивалась, как стилизация "без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий". Одним из критериев оценки конкурсных работ была обозначена возможность их практической реализации. Да и в ходе подготовки к конкурсу, за которой я следил, его организаторы говорили о том, что необходимо получить именно современное решение храма.

У меня было два пути: проигнорировать конкурс, условия которого не совпадают с моими убеждениями. Или принять в нем участие, попробовать сделать свой вариант храма, если получится, то более церковный, более гуманный, чем у моих авангардно мыслящих коллег. А если я принял решение участвовать в конкурсе, то следует выполнять его условия.

К моему удивлению, большая часть победивших проектов - совершенно традиционные, что не соответствует условиям. Как участника, меня это печалит, как традиционалиста - радует. Проекты, выбранные в качестве победителей говорят о том, что здоровая тенденция в церковной архитектуре одержала верх.

Спасибо большое за отклик!!!
Ваш проект - кубик, или городок?
Мне нравятся оба проекта, хотя кубик лучше нарисован, а городок - функциональнее.
Что касается жюри... - это бригада "слепых, ведущих слепого".
Они сами не ожидали, что народ так жизнерадостно откликнется. И выбрали самое "безопасное". Они боятся самих себя, боятся показаться "леваками", не знающими правил. Боятся разобраться в смыслах и функциях храма, реальных потребностях приходской жизни.
Народ уже устал от церковного АПОФЕОЗА, никому не нужны храмы в виде торта с кремом (об этом писал еще Щусев до революции - уже 100 лет прошло, а "воз и ныне там").

Речь идет о последнем из опубликованных Вами проектов "храм-город".

Хочу обратить внимание еще на некоторые неочевидные стороны проекта.

Православный храм в светском государстве неминуемо превращается в целый комплекс сооружений, вмещающих, помимо основной, самые разнообразные функции: социальную, миссионерскую, просветительскую. Этот комплекс может образовывать город в городе. В этом малом городе возникает особый мир. Приблизительно такими, городами в городе были монастыри. Социальная тема в проекте решается за счет обеспечения доступа для инвалидов, наличия помещений для миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности.

Решается еще одна исключительно важная для современного мира тема - экологическая. Использованы технологии, уменьшающие выброс углекислого газа в атмосферу, который разрушает озоновый слой. Озеленение кровли и растущие на ней деревья имеют тот же смысл. Храм независим от городских сетей. Электричество и тепло вырабатываются за счет использования солнечных пластин, расположенных на главах и кровлях. На эксплуатируемой кровле кровле расположен бассейн, куда собирается дождевая вода. Вода проходит очистку и используется для водопровода. Канализация тоже не выбрасывается, проходит очистку и вновь отправляется в водопровод. Соответствующие очистные сооружения находятся на одном уровне со стоянкой. Солнечные пластины, кстати, очень напоминают традиционную черепицу. На Руси применяли чернолощеную, она была и черной, и блестящей.
Этажи здания не заглубляются в почву, чтобы не портить почвенные воды.

Все эти технические вопросы могут быть полноценно решены и в традиционных формах.

Что касается куполов, то ход моих размышлений был таким. Современные формы - это обобщенные формы. Я поставил на пол храма традиционную арку: прямоугольник, завершенный окружностью. Затем обобщил прямые и кривые - получил параболу, которая начинается от пола. Вышла интернациональная форма. Чтобы придать ей национальную специфику, заострил верх и получил вытянутый кокошник. Эта кривая масштабировалась, выдавливалась, поворачивалась и создала как горизонтально развитые объемы храма и придела, так и купола, и колокольню.

Простите за слишком серьезный тон!
Вышло так, что писал довольно долго и продумывал формулировки

Ок:)) Функционально- гениально просто!
Про параболы - мне было бы интереснее рисовать эти линии рукой, получилось бы, наверно не так механистично.
Городок (включая парковку + заботу об экологии) - это именно то, что нужно приходу.
Если бы я сама строила (бы:))- на самом деле я по-прежнему архитектор в голове, но почему-то Бог отводит от реального проектирования:)) - я действовала бы по такой же логике, хорошо зная приходские нужды.

  • 1