Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


Previous Entry Share Next Entry
Облачения. Смена стиля
4 краски
renardetraisin
В комментах к предыдущему посту завязалась дискуссия на тему стилевых предпочтений. В упоминании о конкурсе на проект храма говорилось: "было обозначено - должен быть русский стиль (так благословил патриарх)". А что такое "русский стиль" применительно к современной церковной архитектуре? И применительно к современному церковному искусству в целом...(?)
Вкусы меняются. И понимание стиля руководством Церкви (того же самого стиля - русского церковного) меняется в зависимости от многих причин, в том числе от личных вкусов, знаний, настроений...

Очень интересный материал для понимания момента дает стилистика облачений - это предмет ежедневного личного пользования, поэтому он наглядно выявляет вкус владельца. (все фотографии взяты с сайта http://www.patriarchia.ru/ ).



Покойный патриарх Алексий предпочитал мягкую фактуру бархата в сочетании с золотной вышивкой богатым растительным орнаментом.
Его облачения - подлинные произведения искусства.
Митры были как правило того же цвета, материала и стиля.











Патриарх Кирилл после интронизации был облачен в этот же саккос патриарха Алексия.
Митра - более старинная. Омофор злесь большой (на верхнем фото у патриарха Алексия - это малый омофор из того же комплекта).



Но очень скоро стиль облачений радикально изменился.



Патриарх Кирилл предпочитает полиставрион - саккос с крупными крестами самой простой геометрической формы. Иногда без каймы по обшлагам и подолам (как изображается на старинных фресках). На омофоре кресты той же формы.
А вот митра здесь  ... из какого-то другого набора.
Вот еще пример :



Если на митре используется кайма, то с очень крупным геометрическим орнаментом.
Фактура ткани - жесткая, все линии контура - почти прямые (облачение не "сидит" по фигуре, а "стоит"...) .





В последнее время появились детали, воспроизводящие те же элементы на иконных облачениях святителей: например, кайма с красными и зелеными камнями, на которых вышиты блики так, как это изображается на иконах.
Золотые линии ассиста тоже воспроизведены вышивкой (но видимо - машинкой, слишком механистично).
Митра - ноу-хау:)) Таких ни у кого еще не было. Я бы не сказала, что это украшает святейшего...



А вот этот саккос - почти буквально воспроизводит саккос митрополита Петра с иконы Дионисия (правда на иконе нет ни палицы, ни митры, поэтому их присочинили как смогли))).



Может это и есть - РУССКИЙ СТИЛЬ?

  • 1
мертвая машинная вышивка угнетает. а имитация иконного письма забавляет

Характерно, что красные элементы крестов (на 2 фото снизу) - забиты кудрявым орнаментом. Производитель облачений хочет сделать "побогаче", а заказ был, видимо, на воспроизведение иконной традиции. Производитель не может это вместить...

Насчет русского стиля есть большие сумнения... У Алексия вообще какой-то барок-рокок с явным азиатским оттенком, у Кирилла, возможно, даже ближе к теме РУССКОГО СТИЛЯ (как мы его себе представляем). Только у старообрядцев, которые служат в древних облачениях, кажется еще можно почувствовать дух русской старины (вероятно даже 17-го или 18 века...)

Edited at 2014-01-26 09:29 pm (UTC)

Но все же у патриарха Алексея более цельный и органичный образ получался.

А у патриарха Кирилла - все элементы - случайный поиск.
Зрительно не согласовано, как будто с чужого плеча (наверно ему не до примерок:)).
Но явно - это работа мозга, а не чувства...

Спасибо. Прочитала с большим интересом. На церковные облачения смотрела раньше очень поверхностно. Одеяния Алексия нахожу более роскошными. Но РУССКОГО СТИЛЯ не могу прочувствовать ни в том, ни в другом случае.

Ну вот и мне сомнительно, но, говорят "..." большой, ему видней:))

Вся проблема нынешнего варианта в том, ЧТО МИТРА В ПРИНЦИПЕ ОТСУТСТВУЕТ НА ДРЕВНИХ ИКОНАХ. Она сразу из этого стиля выпадает, что очень заметно на фотографиях.


Edited at 2014-01-27 07:24 am (UTC)

а когда ее придумали?

В том виде, котором она существует сейчас - начиная с XVII в.
В XVI они появились в России, но в форме расшитых камилавок.
http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=25&Itemid=29
Самые первые - у свт. Кирилла Александрийского - крестчатая, по форме скуфьи. У свт.

Спиридона - была плетеная корзинка, но не известно - служил ли он в ней литургию(?).

Мне как графику кирилловские больше нравятся, хотя, конечно, суховато...Потом поносятся, почистятся - "обмякнут")))

Внешнее и внутреннее взаимосвязано.
Дай Бог, чтоб и имидж "обмяк":))

Тут один Господь может помочь)




Мое мнение, что одежда Патриарха Кирилла легче воспринимается современным человеком.

Спасибо за дополнение.
На нижнем фото - самая удачная митра, из тех, что я видела у патриарха Кирилла.
Удачная и по форме, и по общему силуэту с фигурой, и по дизайну.

Кирилловские совсем не нравятся.
Как "народные" костюмы танцевальных ансамблей :-(.

Нет, ещё хуже.
Те делаются для удобства песен-плясок и простоты в стирке-чистке, поэтому имитации попроще, поусловнее. А тут хоцца по-богатому, в результате мороки и средств затрачено столько же, сколько пошло бы на вещи в традиционной стилистике + традиционной технике.
Выходит не просто дешевка, но дорогая дешёвка.

Не знаю как у них проходит процесс переговоров-примерок(?)
Понятно, что стилистика - выбор святейшего.
А вот конкретные детали исполнения - степень дороговизны материалов, попадание в размеры - все видимо очень сложно...

Еще одно фото из фейсбука:

 photo 1796543_701693126531717_1345253566_n_zpsfc9dde83.jpg

  • 1
?

Log in

No account? Create an account