?

Log in

No account? Create an account

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии


"Даже на подсвечниках стояли дети"
4 краски
renardetraisin
Случайно обнаружено в записи у френда l_lednik
Это действо совершал руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. Текст "Даже на подсвечниках стояли дети" - это точная цитата из фейсбука храма. Высокий стиль...

На приходском сайте, где помещен отчет о проведении этой "миссионерской" акции, есть подробный фотоотчет Юлии Маковейчук. Ее стиль фотосъемки отличается жестким реализмом. Ее камера не соврет, она фиксирует все оттенки и нюансы эмоций:


Read more...Collapse )

Картинки с экрана
4 краски
renardetraisin
Пасха.
Слава Богу, наконец дождались Светлого Христова Воскресения - праздников праздника, и торжества из торжеств!!!
В силу обстоятельств мне пришлось ограничиться просмотром трансляции патриаршей службы в храме Христа Спасителя. Это весьма интересно и поучительно - сплошные знаки и символы.


Read more...Collapse )

О литургических реформах
4 краски
renardetraisin
Конференция в ПСТГУ «Христианский образ и сакральное пространство» прошла вполне успешно.
Публикую по просьбам читателей моего блога фрагмент доклада о.Максима Крижевского
"Литургическое обновление как уничтожение литургического искусства":



..."Стремление «демократизировать литургию» действительно становится знаменем движения, под которым совершаются такие шаги реформы, как удаление алтарной преграды, адаптация литургических языков вплоть до неузнаваемости в них самой Литургии и Евангелия. Мы уже обращали внимание на важность органического единства различных частей литургического пространства для осуществления символической связи молящегося с Первообразом. Это части дополняют друг друга нелинейно, образуя своего рода неравномерные слои символического пространства. Наличие таких слоев, их количество и конфигурация отношения друг к другу, конечно, могут и должны меняться в связи с духовным состоянием самого обращенного к Богу человека. В этой динамике мы отчасти можем видеть продолжающийся в истории кеносис Вечного Бога по отношению к человеческим немощам. Но организация этой символической связи не терпит никогда искусственности.
Иначе образуется связь совершенно другого рода, приводящая человека к самым разным, но совершенно нелитургическим целям. Отец Павел Флоренский называет такую символическую естественность, живую связь предметов церковного искусства реализмом . Позволим себе добавить в это определение анализируемый здесь атрибут – литургический. Литургический реализм – так можно было бы назвать то, особое, символическое единство, которое возникает между Богом и молящимся. В каждое время церковной истории, в каждой конкретной обстановке, этот реализм требует особых форм, особой конфигурации форм, которые соответствовали бы духовному возрасту человека. Такое трансисторическое состояние символа Д.С.Лихачев в «Поэтике древнерусской литературы» - метафора-символ.
Read more...Collapse )

Модернизм в действии
4 краски
renardetraisin

Явный знак свыше - модернистский "престол" был разрушен упавшей кровлей средокрестия трансепта, на котором стояла башня.
Вот он до обрушения:

Read more...Collapse )

В Париже горит собор Парижской Богоматери
4 краски
renardetraisin



Конференция «Христианский образ и сакральное пространство»
4 краски
renardetraisin
Анонс конференции  Межвузовского иконописного совета

«Христианский образ и сакральное пространство»

Организаторы:
1. ПСТГУ
2. МДАиС
3. ПГИ «Со-действие»

Дата и место проведения: четверг 18 апреля 2019 г., начало в 10.30.
Место: ПСТГУ, Лихов пер., 6, ауд. 101.

В связи с актуальными вызовами традиционному церковному искусству со стороны так называемого «современного религиозного искусства» конференция призвана рассмотреть ряд важных тем, позволяющих четко сформулировать церковную позицию в отношении современных тенденций в церковном и религиозном искусстве.

1. Догматические и канонические основания церковного искусства в Православной Церкви:
– каноны и правила Вселенских и поместных соборов об иконопочитании.
– решения соборов Русской Православной Церкви об иконописании (Стоглавый собор и Большой Московский собор),
–к анонические правила Русской Православной Церкви периода Российской империи, относящиеся к иконопочитанию и сакральному пространству.

2. Святоотеческое учение об иконе и иконопочитании:
– прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит и др.

3. Основные понятия:
– церковное искусство,
– христианское искусство,
– религиозноеискусство,
- сакральное пространство.

Программа конференции:
Read more...Collapse )

[reposted post]Зарядье. Итоги
archnadzor
reposted by renardetraisin


Петр Мирошник

Сколько бы мы ни обращались к разным эпохам, мы сталкиваемся с совершенно определенным социальным типом парка. Это парк — владение, парк — отражение личных вкусов владельца или маски, в которой он хотел представить себя общественному мнению, маски, которую создавали профессиональные архитекторы и художники.
В. Л. Глазычев «Парк — пространство и процесс», 1973 г.

XX век в Зарядье заканчивается прямо сейчас и никак не может закончиться. А начался он, с еще большим опозданием, со сносов 1930-х годов. Сначала для строительства нового Большого Москворецкого моста уничтожили кварталы Москворецкой улицы, затем Варварские ворота. В 1940-41 новая серия сносов опустошила юго-западную четверть Зарядья. Были снесены Мытный двор и храм Николы Мокрого, стоявшие на древнейшей Великой улице и игравшие системообразующую роль в центре средневекового торгового посада у речной пристани. Серии сносов продолжились в 40-50-е, затем в 60-70-е. Последняя подобная серия происходила на наших глазах и завершается прямо сейчас в северо-восточном углу района.

Читать полностью → на сайте Архнадзора


Тайна богословия
4 краски
renardetraisin

[reposted post]Об азартных играх с профессорами.
ortheos
reposted by renardetraisin

Многие в курсе, что не стоит в поезде играть на деньги со "случайными" попутчиками в карты.
И что не стоит на рынке играть с наперсточниками.
Многие даже в курсе, что не стоит  играть в казино и на "игровых автоматах" типа "однорукого бандита" или "пачинко".

И даже   не только знают ,  почему  нельзя - потому что тебя обдерут как липку -  но и  даже представляют себе последовательность "развода лоха" в этих заведениях.

Замануха, внезапный поворот сюжета-  и вот ты уже гол как сокол.

Обман в "церковной науке" происходит совершенно по принципу наперсточников

В качестве заманухи используется провозглашение истины (научной, солидной, сто процентной истины ) превыше всего.

На словах уважая Церковь , професс говорит : "Церковь любит истину, а я вот научным путем установил истину, и хотя она противоречит тому, что у вас там невежественные попы говорят, вы должны ее принять, потому что это истина".

Такой профессор  снисходительно кланяется Христу  , а потом берет у Него из рук жезл и начинает бить Его по голове.

Литургика, церковная история, патрология - кишат такими профессорами.
"Вот . у вас , неучей , святой Григорий Двоеслов поминается как учредитель Литургии Преждеосвященных, а исторически это неверно."
"Вот , в Церкви поминают св.Исаака Сирина, а это на самом деле еретик-несторианин".
"Вот, в Церкви поминают во святых будду Гаутаму, потому что по глупости перепутали "Боддхисаттву"  с "Иосафатом".

И припев один и тот же:
" Церковь мне друг, но истина дороже".

Если вы поверите такому профессору, то следующим шагом будет вот что:

Внезапно выяснится , что никакой истины в профессорском понимании не существует вообще. Существуют более менее авторитетные высказывания, которым надо верить просто потому, что они авторитетные.

Видите, какой шикарный разворот в воздухе?
От "надо верить не церковным байкам и авторитетам , а истине" - до "истины как таковой не существует, существуют научные авторитеты"

Фактически, профессор из Церкви приводит своего читателя в бандитский притон.
От Василия Великого и Иоанна Златоустого к каким-то непонятным личностям, которые неистово продаются направо и налево, как портовые шлюхи

И человек стоит как огорошенный, еще не понимая, что с ним сделали.
А его ограбили.
Отобрали у него веру, Церковь - и в конечном итоге - спасение.
Вывели из Иерусалима Истины Божией в Иерихон фальшивой "истины самой в себе" - и на дороге убили.

Показателен в этом отношении случай с профессором Осиповым, который он сам очень любит рассказывать:
Как-то на лекции один из дотошных студентов поднялся и спросил у него : "Алексей Ильич - а вы нам сейчас говорите так, а вот в этой вашей книге " - и показал -" совсем по-другому". И Алексей Ильич говорит: ""Это не я ее написал! " "Как не вы? А кто?" "Там видите - написано "доцент Осипов", а я - профессор Осипов".

Слова Христовы "И во истине не стоит , яко несть истины в нем" - относятся не только к диаволу, но и к профессорам.
Повторюсь - не ко всем профессорам - святой Феофан Затворник или св.Димитрий Ростовский тоже профессоры.

К тем, для которых Предание Церкви  и истина   - различные и противоборствующие понятия.

Сам Господь предупреждает - "Берегитесь книжников, любящих преждевозлежания на вечерях и зватися от человек "Учителю!" - по плодам их познаете их".

Это КРАЙНЕ практическая рекомендация.
И яснее ее нету.

Когда встает речь о том - кому верить - Преданию Церкви или Карташеву с Голубинским и Кураевым  - надо вспомнить именно эти слова Христовы.
Какой плод обещает Церковь тем, кто принимает Ее Предание?
Жизнь вечную и спасение.
Какой плод обещают профессора поверившим им и отвергнувшим Предание Церкви?
Слушателям - ничего.
Не то, что спасения - ВООБЩЕ ничего.
Они СЕБЕ обещали.
Что обещали?
То, что от этих трудов своих начных они будут зватися от человек "учителю!", что у них будут преждевозлегания на симпозиумах, гранты, профессорская должность, солидный и приятный быт. - именно об этом говорит Христос в речи о "плодах"  книжников. Даже не о их грехах и душевном состоянии - о том, что вообще в принципе можно ждать от их речей при самом идеальном варианте.

Церковь учит чему учит, чтобы доставить спасение СЛУШАТЕЛЮ.
Профессор учит чему учит, чтобы доставить СЕБЕ материальный успех.
Какие плоды можно начесать с этого репейника?

Вы собираетесь добраться до города. И встретили двух людей.
Один говорит "Хорошо, я довезу вас до города", а второй говорит "До города я вас не доведу, но  получу за вас тридцать тысяч."
Каким идиотом надо быть, чтобы предпочесть второго первому?
Особенно если он вам через пять минут после выхода скажет, что вообще никто не знает -существует ли город вообще?

Когда вы открываете книгу натужно-истинствующего профессора, вы вступаете в игру с шулером. Вы ставите на карту вашу душу, он- ничего. Вы можете проиграть, но никогда ничего не выиграете.


Литургическое - начало.
4 краски
renardetraisin
Что касается восточных Литургий, то можно наблюдать, как по мере сближения с Римом, они видоизменяются и романизируются.
«Греческая литургия, писал Геранже, - у народов, присоединенных к Римской Церкви, естественно стремится к развитию, в результате которого в нее проникают формы западного христианства, способные рано
или поздно более или менее изменить, в ходе этой эволюции, ее первоначальную физиономию».

Геранже придерживался мнения, что «всякое воссоединение двух Церквей может быть длительным лишь при условии изменения в восточной Литургии, которое более или менее связало бы ее с развитием католических форм Запада".


Это был абзац из книги Оливье Руссо "История литургического движения".
Она была издана в переводе на русский язык украинцем Константином Сиговым в 2013 г., аккурат перед Майданом.

Рекомендую найти ее на сайте Азбука.



Китайский академик назвал ЕГЭ главной угрозой развитию России
4 краски
renardetraisin
ЕГЭ
Профессор Народного университета имени Мао Цзэдуна и член-корреспондент Академии наук КНР Цзинь Сычжан, выступая перед студентами МГТУ им. Баумана на конференции «Современные проблемы науки и образования», назвал единый государственный экзамен «главной угрозой развитию технологий в России» и «величайшей диверсией Запада».
Учёный, стоявший у истоков создания реактора холодного синтеза, проанализировал данные об изменении уровня образования в 43 странах мира за последние 30 лет. Из приведённых академиком графиков видно, что страны, придерживающиеся традиционной системы экзаменов в средней школе, демонстрируют уверенный рост уровня подготовки выпускников в среднем на 3% в год, таким образом за 30 лет качество образования там выросло почти вдвое. В то же время страны, в которых была введена тестовая оценка знаний учащихся, аналогичная ЕГЭ, демонстрировали сначала медленный, а потом лавинообразный обвал уровня выпускников. Согласно докладу, в России падение качества образования за последние 10 лет составило более 61%. За аналогичный период в китайских школах, где ЕГЭ введён не был, этот показатель повысился на 39%.

Полностью - здесь.

Встречайте - уникальный патриотический артефакт
4 краски
renardetraisin
Подробности здесь




Интерьер особо патриотичен:


Молитовне стояння віруючих УПЦ в Чернівецькій області.
4 краски
renardetraisin

Кураторы и их подручные
4 краски
renardetraisin
Храм Христа Спасителя проводит удивительно непоследовательную политику по отношению к совриску. Несколько лет назад из храма были с шумом изгнаны акционистки в масках, пытавшиеся что-то петь на солее. Это было превращено в показательный судебный процесс.
Однако прошли годы, все это было забыто, и в зале соборов этого же храма открылась выставка "После иконы".
Вы удивитесь, но организаторы этой акции уверены, что нет не только "Канона", нет уже и самой Иконы. Остались только одни молодые и прогрессивные акционисты.

Кураторы как обычно, подогнали соответствующий случаю дискурс:

"Эта выставка показала, что современный художественный язык и существующий литургический вовсе не обязаны вступать в конфронтацию, а, наоборот, могут, взаимодополнять и обогащать друг друга, создавая сложные полифонические высказывания в едином художественном пространстве, затрагивающие и насущные контекстуальные проблемы сегодняшнего дня, и связывающие их с историческим сакральным бэкграундом, богатейшим опытом традиции литургического искусства".

От ФХУ покровитель и куратор - все тот же: о.Андрей Юревич (наш отечественный Marie-Alain Couturier)

Read more...Collapse )

Этапы литургического движения
4 краски
renardetraisin
Влияние идей европейского «Литургического движения» прослеживается и в русской церковной архитектуре уже с середины XIX в. Само по себе возвращение к историческим архитектурным формам – так называемый «византийский стиль» - был отголоском европейской церковной моды на возвращение к средневековым и раннехристианским традициям.
Возвращение это было неуклюжим, путаным и громоздким. Формально пришивали византийский "нос Ивана Ивановича" к ренессансным "ушам Ивана Никифоровича", а целое было перегружено самыми разнообразными рюшечками в невообразимых сочетаниях.
Единственно, что впечатляет сегодня в этой архитектуре, так это качество исполнения рюшечек, которое сегодняшним ремесленникам даже не снится.

В качестве примера - церковь Saint-Augustin в Париже (1860-1871)

Read more...Collapse )

Литургическое - продолжение
4 краски
renardetraisin
Начало темы - здесь.
«Литургическое движение» - это феномен Католического религиозного сознания, интуитивно ощущающего некоторую недостаточность богослужебной практики Католической церкви (иначе бы оно не состоялось, и не имело бы таких "успехов"). Официальными временными границами Литургического движения считается период с 30х гг. XIX в. по 1969 г. (когда движением был достигнут результат в виде литургической реформы II Ватикана). Именно это движение вызвало самую крупную богослужебную реформу в истории католицизма и добилось в середине ХХ века созыва II Ватиканского собора.

В значительной мере Литургическое движение было вызвано долгим и трудным диалогом Католической церкви с Протестантизмом, который в процессе религиозных войн отработал убедительную полемическую риторику, поколебавшую традиционные католические устои. Бытовой аскетизм протестантской этики отвергал все внешние формы обрядового благочестия. Романские и готические храмы, перешедшие протестантам, были ими очищены от живописи и скульптуры, изначально их украшавшей, а алтари открыты для всеобщего обозрения.
Разгром почитаемых католических святынь, произведенный при захвате храмов протестантами, оставил глубокий след в религиозном сознании европейцев-католиков.


Read more...Collapse )

Нагрузка по зачетным единицам...
4 краски
renardetraisin
..."Когда с учетом государственного образовательного стандарта «Теология 3+» составлялся единый учебный план, действующий сегодня, то в нем по целому ряду базовых церковных дисциплин (например, по библейским дисциплинам, по догматическому богословию) была увеличена нагрузка по зачетным единицам".

Полностью этот ПиАр государственного стандарта для духовных учебных заведений можно увидеть здесь.

..."Поэтому я (о.Максим Козлов) не вижу каких-то усечений в церковных дисциплинах. Попутно замечу, что предполагаемый к введению уже в ближайшем будущем новый федеральный государственный образовательный стандарт «Теология 3++» дает еще больше свободы в возможности распределения нагрузки при составлении учебного плана нашими духовными учебными заведениями".
Аплодисменты... бурные и продолжительные...

Дивный канцелярский слог вытеснил наконец традиционную риторику богословских учебных заведений. Теперь наши семинаристы научатся не только мыслить абстрактно о духовных вопросах, в соответствии с государственным стандартом, но углубят и расширят свои компетенции в соответствии с зачетными единицами, проявляя соответствующую им социальную активность (с).

Остапа понесло
4 краски
renardetraisin
Экуменический патриархат только что распустил архиепископство русских православных церквей в Западной Европе - подробности об этом событии можно прочитать здесь.

В кратце новость сводится к следующему:
Святейший Синод экуменического патриархата, собравшийся 27 ноября в Фанаре, только что принял решение распустить архиепископство русских православных церквей в Западной Европе, отменив патриархальный Томос 1999 года.

Профессиональное о маленьких иконах
4 краски
renardetraisin
Исторически сложилась практика размещения двух маленьких икон - Спасителя и Богоматери - в проеме Царских Врат. К этим иконам священник прикладывается, входя во Врата.
В музейных экспозициях такие атрибуты встречаются редко. Хотя музейные экспонаты - древние иконостасы и царские врата - тем не менее, хранят эту традицию, поскольку навершия столбиков, на которых крепились Врата, являлись традиционным местом расположения этих маленьких образков.


Read more...Collapse )

[reposted post]Введение в политическое христианство
Bo
abrod
reposted by renardetraisin
Это предварительное рассмотрение вопроса, к которому я вернусь после того как покажу, что Шекспир знал то, о чем он писал в «Гамлете» и «Генрих VI» и поэтому эти пьесы являются прекрасным подтверждением точки зрения Аристотеля:
Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории — ибо поэзия больше говорит об универсальном (τά καθόλου), а история — о частном (τά καθ'έκαστον)
Read more...Collapse )